burin.lv

Николай Бурин

Хорватия 2020

Лучше июль 2020, чем COVID – 19 / Хорватия

Эмоции улеглись, уже не так стыдно признаваться, а похвастаться ещё успею.

Аэропорт Сплит. Получаю в фирме по прокату автомашин почти новую RENAULT CLIO. Добиться тонкостей эксплуатации встроенного GPS с большим экраном, современной охранной сигнализацией, напичканной электроникой автомашины я не смог. Работник говорил быстро на хорватском и английском, и, видимо, не его дело обучать клиентов. Он был уверен, что настоящий водитель, который путешествует и берёт в аренду авто, должен быть знаком со всем, а я был уверен, что многое знаю.

В центре Сплита, на перекрёстке авто глохнет…. ШОК ! Не суетись Николай, нажми сцепление до упора и мотор запустится. У некоторых моделей последнего выпуска авто, есть такая функция START-STOP, для экономии топлива. Но центр города, перекрёсток, плотный поток машин…

Супруга мат выдержала, а другие водители просто посигналили. Ладно, с этим разобрались.
Давно уже знал, нельзя GPS устанавливать конечный пункт. Но при передаче авто, работник спрашивает буду ли я посещать другие государства или на пароме острова? В этом случае меняется немного страховка. Я ответил, что нет и назвал ему первое место ночлега. Он быстро на экране набрал адрес и дал СТАРТ.

Я много раз ездил по карте и указательным знакам в Сплите, и проблем не было. А тут уже почти при выезде, срочно поверните, потом ещё раз поверните… Я стал его слушать, хотя супруга показывала на знаки в другую сторону. Конечно, он стал выводить нас на платную скоростную трассу, а нам было ближе вдоль моря, и полюбоваться красотой хотелось. Напомню, что большой город, плотное движение, да и двигатель глохнет. Пока вернулись к нужному направлению, потеряли пол часа.

Но этот гад GPS, всё время мешал ехать, при этом обучая меня английскому языку. А функции убрать звук или выключить экран, я не знал, но мне кажется, такой услуги для таких как я, нет. Только в сервисе, куда я специально заехал, смогли сделать тише.
В горной местности темнеет быстро, и я это знал, но потерянное время… Пока приехали по адресу, стемнело. Выгрузили вещи, закрываю машину брелком-ключом сигнализации, и … Замки щёлкают, а двери не закрываются. Проверяю, открыто. Пять, десять попыток, а всё одно и то же. Темно, чужая местность, новая арендованная машина. А всего то надо было, отойти от неё на 10 метров, и она сама заблокируется.

Учите *МАТЧАСТЬ*, пенсионеры!

Конечно, следующий день я авто не трогал. Мы должны были отдохнуть друг от друга. Но в Хорватии без авто нельзя, и мы опять подружились. Очень много красивых мест и все видовые, а значит добираться к ним трудно.

Автобусные туристические группы, где только возможно проехать, уже все заполонили, нам же хотелось изюминки. Вот за такими жемчужинами, мы и едем в Хорватию. Значит в путь!
А вот ехал я прекрасно, машину чувствую, как себя. Спуски, подъёмы, крутые повороты, заезды во двор задним и передним ходом давались легко. А ещё, оказывается, работала система помощи при трогании на подъёме HSA.

Так, что студенты, где-то вы, а где-то я!

Место PODACA, это между Макарска и Плоче, где мы остановились на первые 7 дней,  прекрасное: две комнаты, открытая терраса, посредине растёт огромная олива. Красиво хозяева вписали вокруг неё дом. В солнечный день, она давала возможность посидеть на свежем воздухе, не прячась ни под какие тенты и зонтики, а падающие листочки только усиливали приятные ощущения.

Панорама Адриатического моря, всегда нас завораживала. Смотрели, и появлялась энергия от больших и маленьких яхт, прогулочных корабликов, рыболовных лодок, скоростных катеров с привязанным бананом, водных мотоциклов и просто доски SUP, когда тихая погода.

Напротив нашего места, остров PELJEŠAC и торец острова HVAR. Накупаешься, погуляешь вдоль берега по променаду, сидишь попивая виски (или что-то другое) и наблюдаешь за всем этим. А самое большое извращение, это закусывать виски местными помидорами. У них тоненькая кожура, сладкий вкус, от них прямо исходит запах лета и солнца. Ни от того, ни от другого оторваться нельзя, хотя в больших количествах одно вредно.

Спускаться к пляжу ровно 70 ступенек, а вдоль моря трёхкилометровый променад. Это как раз то, что надо. Я больше по времени ходил босиком по бетону, чем плавал. Полезно для ног, и загар со всех сторон ложится лучше.
Мы не идём в людные места, где толпы туристов, экскурсионные бюро, пляжные кафе и рестораны. Там немного шумно и суетливо — это не для нас.

Тёплое море, красивые горы, тишина и сила самой окружающей природы, и, конечно, наше внутреннее спокойствие. Всё это мы находим в Хорватии!

Прошло несколько дней окрестной расслабухи, пора заглянуть в план мероприятий, приготовленный нами перед поездкой.

БИОКОВО. Посещение парка природы, было нами запланировано, по карте это 70 км, до въезда 47, и 23 по территории до самой вершины. Особо глубокую информацию я не читал, боялся «перегореть». Так иногда со мной бывает, когда сильно готовишься. Должен же быть маленький сюрприз.

Знал, что это заповедник, знал, что гора SVETI JURE вторая по высоте в Хорватии 1762 м над уровнем моря, знал, что практически до самой вершины есть асфальтовая дорога. Еще писали, что на высоте деревьев нет, кустарники и голые скалы и как писал местный поэт – «Камни смотрящие в небо и море».

Вот и мы, когда забирались вверх, смотрели вокруг на скалы и море, но появились ещё крутые повороты и дорога над пропастью. Красоту трудно описать, а адреналин от ощущений уже вышел.

Въезд в парк платный, шлагбаум, касса, регулировщик. Очень всё качественно. Мы постояли всего минут 30, и нам повезло. Билет на одного человека 50 кун, это примерно 7 евро.

Да, почти асфальт, шириной одного автомобиля. Через 500 и больше метров есть ловушка, то есть возможность остановиться и разъехаться. Отдаю должное всем участникам движения, были предельно внимательны. Пропускали кто вниз, а кто вверх. Притормаживали, убирали боковые зеркала и разминались. Сбоку скала, а вниз обрыв.

На 10 м километре пути, площадка для остановки. Это для нас сюрприз. Меньше месяца, как открыли стеклянный мост в форме подковы SKYWALK. Высота 1228 м над уровнем моря, а море то внизу видно, и ты почти над ним. Мы обрадовались, как дети. Первые шаги с дрожащими коленками, а потом ещё пару кругов смелее. Пока остальные подъехавшие присматривались, у нас была возможность сделать несколько кругов.

Зря снимали только панораму, а надо было свои лица. Теперь то мы уже улыбаемся.
Что тут говорить, когда вам 70 и 65 лет, и мы стоим на стеклянной площадке, а внизу километровая пропасть, ну просто гордость распирает. Проложили путь сами, добрались сами, каждый чувствует что-то своё и в то же время, мы вместе. Очень и очень красиво!
Можно добавить, что была солнечная погода, видимость прекрасная и острова Brač, Hvar, Pelješac, Korčula а может и другие названия островов хорошо видны. Это я потом посмотрел на карту, изучая географию, а были просто контуры или очертания. За морем была земля.
Постояли, насладились, поснимали друг друга и дальше указатель — Sveti Jure 13 км. Мы же не трусы, в путь. Страха от дороги не было, я уверенно чувствовал себя за рулём, но это горы. Они не любят хвастунов и ничего никому не прощают. Наверное, некоторым я бы не посоветовал ехать.

Через пару километров пробка. Сразу подумалось что-то плохое. Как- то странно машины жмутся к скалам. На дорогу вышли дикие лошади попрошайки. Засовывают морды в опущенные стёкла и просят своими огромными не чищенными зубами поесть. Спереди пассажиры вышли с видеокамерами и стали их кормить, при этом делая всякие снимки. Мы же закрылись в кабине, а то такая морда руку отхватит за один укус, хотя на вид очень миленькие и симпатичные.

Добрались на самый верх горы Sveti Jure 1762 м высотой. Небольшая площадка для остановки, киоск сувениров, телевизионная вышка. Стенд с информацией, а так же просьба не задерживаться больше, чем на 15 мин. Нам времени хватило, наделать снимков, насладиться красотой и поздравить друг друга. Мы это сделали. Вниз.
Ещё до Covid-19, у нас были планы на автомобиле съездить в Словакию. Подняться ещё раз подъемником на Ломницкий штит, высотой 2634 м, где последние 883 м без единой опоры, только 6ти-8ми местная подвисная кабина на тросу. А вот теперь мы успокоились.

Я на автомобиле сделал то, что никакой подъемник на тросах не сравниться. На высоте Ломницкого штита в Словакии мы были, теперь и гору Sveti Jure в Хорватии покорили.
Рядом с водителем всегда сидел штурман, это моя спутница жизни и кормилица в путешествиях Людмила. Иногда кто-то из нас тормозил, а другой его подталкивал и наоборот. Двум нытикам лучше никуда не ехать, но мы не такие.

Вернулись. Накрываем стол на лоджии под огромной оливой и наслаждаемся. К вечеру портится погода. Воздух +22, а водичка и того меньше. Вот вам и середина июля, вот вам и Хорватия. Снимаем стресс вискарём с помидорами и первый раз не идем вечером купаться.

В дальнейшем немного меняем планы, все-таки кругом вирус. В многолюдные места не идём, а вдоль моря опасности нет.
Пусть в этой семидневке, дорога и посещение Park prirode Biokovo, подъём на гору Sveti Jure будет самым хорошим мероприятием.
Говорим хозяевам огромное спасибо за гостеприимство и переезжаем на новое место, это всего 150 км.

RAŽANJ. Такого «крутого» размещения, у нас ещё не было. Городишко не большой, но въезд в него с дороги, просто спуск. Разные пути к линиям, нам же нужна была первая. Про градус наклона не скажу, впечатляет. Да, вот теперь, хорошие авто с надёжными тормозами и не слабыми движками, а также, адекватными водителями, в самый раз. Приходилось даже двигаться задним ходом вверх. Каждый квадратный метр земли ценится и используется по назначению. Местные привыкли, а шальных мало.

Наши апартаменты были на первой линии, идеальные во всех отношениях для отдыха. Вход в море засыпан мелкой галькой, так, что тапочки для купания не нужны. Панорама с лоджии прекрасная. С рассветом краешек солнца не видели, а вот закатом любовались постоянно.

Через каждые 10 – 15 метров площадки волнорезы, это каждая из вилл имеет своё место. Они как ступеньки на разных уровнях, ходить удобно, а для бегунов дорожки в стороне.
Накупался, полежал, просто походил, можешь смыть под дождиком солёную воду и в номер. В этом отношении для тихого отдыха место отличное.

Рядом дайвинг клуб и прокат всего для удовольствия. У хозяев же всё своё, очки, маски, матрасы и даже доска SUP с разными вёслами. Для тех, кто сидя катается, двухсторонняя, а для стоящих одно длинное весло.

Не воспользоваться такой возможностью, было бы грешно. Давно любовался красиво стоящими на них человечками. Беру доску и вперёд.

Как я летел с неё, могла зафиксировать только камера скоростной съемки. Потом ещё и ещё. Народ на берегу считал громко секунды, сколько я продержусь, но я не сдавался. В первый день секунд 5 стоял, а на второй до десяти с матом.

Начинал понимать причину. Любой хлопок волн, и я тут же всем телом делал упор, а потом обратно. Так я себя начинал раскачивать, пока не слетал в воду. Трудновато залезать на доску опять, глубина большая, но и это я освоил. Кстати, такие же неуёмные старики делали такие же ошибки, а молодые сразу ставали и не шатались.

То ли водительская реакция приучила так реагировать, то ли что-то возрастное подстраховывало, но всё это помешало мне до конца освоить доску SUP, зато боковые мышцы очень и очень болели. Отдых называется.

На парковках, очень много крутых авто из разных государств, это я по номерам определил. Хозяевам место на райских островах, а они тут. Значит тихо, тепло, уютно и красивая природа.На против нашей Ražanj, Rogoznica и дальше Primošten. Типичные приморские городишки. Кафе и ресторанов много, туристов мало и чистота везде.

Я спрашиваю хозяйку: — А полиция у вас есть? – Nema potrebe (нет надобности). У нас всё тихо, люди привыкли жить спокойно.

Три дня отдохнули, пора дальше двигать. Недалеко от нас, всего-то 68 км есть пещера, информации о ней мало, но поездка туда запланирована.

Пещера Vranjaca Cave Spilja-Kotlenice находится на частной территории. Ворота закрыты на замок, а по прибытию туристов, хозяин даёт вводный инструктаж, рассказывает историю и, конечно, входной билет.

Открыл эту пещеру дед хозяина, отец продолжил, и он сам уже передаёт для сохранения такой жемчужины, своим детям семейную традицию. Везде ступеньки, освещение, указатели.

Находясь внутри, забываешь обо всём. Своды с висящими сталактитами-сталагмитами (или по-нашему висящими огромными сосульками), причудливой формы стенами, валунами в три обхвата, фигурами из материала в котором сверкает разноцветный кварц, заставляют задуматься… не могу подобрать слов!

Мы получили огромное внутреннее удовольствие. Если в горах всё было красиво визуально, то тут что-то другое. Даже как- то и говорить-обсуждать не хотелось. Впечатлило сильно, или как говорит молодёжь – торкнуло.

Деньки отдыха неумолимо сокращаются. В последний день перед отъездом похолодало. И вот мы, не совсем суеверные, перестали купаться. А вдруг сопли, а кругом вирус, измерение температуры в аэропорту… Любой неудачный чих, это приговор. Можно остаться тут очень и очень надолго.

Всё позади. Мы дома. Здоровые. Счастливые. Уставшие. Хотим опять.