burin.lv

Николай Бурин

ХОРВАТИЯ 2021

Какие были у нас красивые планы, хотелось чего-то нового, вертелись всякие приятные воспоминания и тут COVID-19… Рушим, меняем, сомневаемся, боимся и вносим корректировку. Начало года, январь.

Авиаперелет пришлось исключить — ясности нет. Если к лету восстановят полеты, то уже хороших мест не найдешь. А лететь 2 тыс. км и ночевать 200 м от моря и видеть в окне в другой дом или гору, это не по-нашему. Значит за руль ОПЕЛЯ и в путь!

Делаем прививки, получаем Covid паспорта, распечатываем (и не зря) их бумажный вариант, ловим первые лучи солнца и готовим чемоданчики.

Сказать, что мы привыкли к путешествиям, немного не то. Просто хочется еще и еще раз, увидеть и почувствовать красоту природы, насладится теми короткими мгновениями увиденного. И как, я раньше писал — остановитесь, пропустите через себя эмоции, и только потом делайте снимки. Иногда нам это удаётся. Все это так помогает в нашей повседневной жизни, а она короткая и не предсказуема.

Выезд 18 июня, пятница. Рабочий день, но машин не много. На литовской границе никого, на польской тоже.

Сразу внесу огромную ложку дегтя… Как только покинули Латвию, наша связь BITE отключилась. А я ведь специально для мобильной связи, увеличил время для интернета. Думал буду ехать с WAZE и радоваться, а пришлось по старинке по картам и знакам. Как мы проехали Будапешт в день футбола, рассказывать не буду, очень непечатные слова. Но ведь не это главное, случись что-нибудь в дороге, и позвонить нельзя. Связь работала, только тогда, когда я в отелях заводил местный Wi-Fi. BITE жалобу приняла и что? Ждите ответа…

На границе Словакии и Венгрии никого, а только при въезде в Хорватию, на таможне GORICAN попросили наши государственные паспорта и бумажный вариант COVID паспорта. Проверка сканером и мы в Хорватии, всего 1770 км до границы. Осталось совсем немного.
Про дороги, туннели, экодуки (переходные над проезжей трассой мосты для зверей засажены кустами и деревьями) я писал, но туннель MALA KAPELA длиной 5780 м это что-то! При обязательной скорости 100 км/час находишься под землей около 6 мин, и мыслишки всякие в голову лезут… Даже удалось обогнать одного «тормоза», это так, для понтов.

Съезд с шоссе ЗАГРЕБ-ЗАДАР-СПЛИТ на СЕНЬ (SENJ). Поднимаемся через перевал ВРАТНИК — 1699 м над уровнем моря. Что я пишу про уровень? Вот она, панорама просто супер! Вид моря и островов завораживает. Делаем много фото и видео, а я еще креплю на капот видеокамеру для съемок крутого спуска с перевала в наше место Сень. Апартаменты то у нас возле пляжа, это метра три над уровнем моря! Кайф от змееподобного спуска не передать, а вот камера подвела, получилась очень близкая съемка. Если бы вручную, то менял бы далеко-близко, левую-правую полосу, а так автомат. Тут у меня опыта нет.
Мы на месте в апартаментах Сень. Да, два с половиной дня в пути и всего-то 2045км, но это того стоит. Машину на стоянку и в МОРЕ!

Опять не хочется писать про чистоту и необычный цвет воды, про то, как просто и легко плавать, и вода не очень соленая… И рыбок на дне видно и даже видно ты с ногтями на ногах, или нет. А смывать или не смывать эти капли воды с тела, это уже личное дело. Такая возможность есть везде, хоть на пляже, хоть в номере.

Два дня наша АСТРА отдыхала. Маркет KONZUM рядом, виски TULLAMORE было с собой, на пляж и назад ходили в легкой одежде, шума ночного города не слышно, кафе и рестораны все в стороне. Вот за всем ЭТИМ мы и ехали. Если в душе нет романтики, то причины для недовольства найти можно: дорога трудная и далекая, в придорожных гостиницах иногда завтраки дают без особого выбора, много ремонтных работ на дорогах. Может это и было, но мы не замечали.

Очень удивил и обрадовал городской пляж. Входная арка с надписью Городской пляж старая, а вот дальше много приятного. Городские власти отобрали немного у моря берега и сделали променад. Местами просто бетон, а местами с белой мраморной крошкой. И лежать на коврике, и просто ходить или бегать очень приятно. Хочешь спустись по ступеньках в воду, хочешь просто прыгай, возможность и глубина позволяет. Все это удовольствие, я думаю, длиной больше километра.

Прямо напротив нас, остров КРК. Ровно 11 лет назад, когда мы впервые побывали в Хорватии, мы там жили. Отсюда туда, идет водное такси с экскурсией на целый день, но, очень палящее солнце. Сверху тент и ты прикрытый, но всё равно жарко. Да и там, в некоторых местах осмотр затягивают. Нам так не надо. Отказались.

Поехали на своем авто вокруг через мост. Побывали в Crikvenica, столице острова городе КРК, Пунате, Башка. Та сторона острова вся зеленая, красивая и много курортных городишек. Нам понравилось, многое посмотрели и не поздно вернулись, а всего-то 140 км. С экскурсоводом было бы раза в два дороже и труднее.

Во всех курортных городах есть вечерняя или ночная жизнь. Местами возле кафе живая музыка, а тут еще чемпионат Европы по футболу. Практически на каждом шагу телевизор, шумно, интересно, весело. Прогуливаясь, всегда знал счет, а когда гол, слышал и крик.

Незаметно пролетели первые 8 дней — пора собираться в путь.

Переезд на новые 7 дней, мы специально запланировали не близкий. Если взять все побережье Хорватии, то оно больше 1770 км. Крутая дорога вдоль моря и очень красивые места. За каждым поворотом и изгибом открывается новый вид-панорама, бухты и лагуны с чистейшей водой, хорошо видна необычная форма островов КРК, РАБ, ПАГ, БРАЧ, ХВАР. Так и хочется, останавливаться и никуда не ехать.

К этому мы были готовы. Проще говоря, надо чувствовать расстояния. Средняя скорость по дороге вдоль берега 40 – 50 км/час, и темнеет быстро. До Сплита в порт нам 370 км, не очень гоним, успеваем тормознуть на оборудованных местах и просто смотровых площадках. Фото, видео, это все хорошо, но свои впечатления от такой красоты вам не предать.

В порт приехали с запасом 2 часа. Взяли билет и стали в очередь на паром. Теперь можно часик погулять. Бродить в округе не хочется, в город жарковато, рядом одни лавки и киоски, а это нас не интересует. Мороженное и в тенек.

Паром загружает больше 150 машин легковых, грузовых и строительных. Мы на нижней палубе, закрываем авто и наверх. Местные сразу под кондиционер спать, а туристы типа нас, бродить по всем этажам. Развлекают чайки, пролетая рядышком. Народ их подкармливает бросая кусочки хлеба. А еще нас провожал дельфин, правда не долго.
На острове БРАЧ, порт причала СУПЕТАР, это всего 40 мин через пролив, а потом нам еще 36 км по острову и мы в городе БОЛ, куда и запланировали.

А если бы кому- то из аэропорта СПЛИТ пришлось добираться без своего авто, то тут идет водное такси из порта, вокруг острова БРАЧ, прямо на пристань города БОЛ. Большой паром не нужен, выбор есть.

Городишко БОЛ. Если в Сень мы были 11 лет назад, то сюда вернулись всего через два года. Великолепный трехкилометровый променад ЗЛАТНИ ПУТ. Это отшлифован туристами гранитный пешеходный участок вдоль берега. Внизу море, сверху сосны, рядом ларьки и киоски, кафе и рестораны, несколько элитных отелей.

Этот Zlatni put, ведет к знаменитому выступу в море Zlatni rat, то есть к Золотому рогу. Слева и справа много оригинальных скульптур, трещат не переставая цикады, свободен спуск к морю. А уж там, и кафе, и прокат, и детские развлечения, и местами очень красивый обрывистый берег.

Три км туда и три назад, это настоящий кайф для меня босиком. Народ иногда посматривал, как можно по такой жаре без шлепок. Мне нравилось.

Стала очень заметна разница в променадах Сень и Бол. Если в Сень было много семей с детьми, пенсионеров, молодежи играющей мячом и просто лежащих «тюленей», то Златни пут скорее для медленного выпендрежа. Туристы двигались не спеша, в легкой одежде, без усталости на лицах. Сам пляж с голяками пару метров пониже. Прекрасное соседство.
Вот тут- то я, почти-что освоил SUP. Если в прошлом году мой рекорд устоять был 10 сек, то теперь я мог стоя грести, не тупо смотреть на доску вниз опираясь на не веслом, а вертеть головой и возвращаться сухим на берег. Даже есть видео моего подвига. Как сказал работник проката, доски SUP бывают разные, возможно у меня тогда была маленькая.

Теперь про второе самое посещаемое туристами место – Видовая гора. Высота ее всего 780 м, но добраться до нее не так просто. Есть пешеходный подъем для молодых и крепких и занимает он 2 часа, а второй вокруг автомобильный, около 25 км. Мы же катались два раза, и никак не могли насладиться панорамой. Для информации на самой вершине есть памятная доска с историей этого места, рядом телевизионная вышка и другие приспособления связи.

А для уставших туристов, почти у самого обрыва столик со скамейками. Вот и пригодился нам термос с кофе и бутерброды из нашего холодильника. Очень и очень получилось вкусно и памятно.

Златни рат, виден как на ладони, вокруг него вода меняет цвет (скорее от разной глубины). Через пролив остров ХВАР, и немного видно остров ВИС — Бишево, где есть знаменитая подводная пещера Modra spilja. Тут уж и на нас нахлынули воспоминания. Ведь в 2011 году мы уже там были.

Вдоль пляжа много информации про экскурсии коллективные и индивидуальные. А это уже похоже на водные такси во все направления. Выбор очень большой. Мы воспользовались тем, что авто свое, исколесили весь остров по всему периметру. Красота необыкновенная! Да, с моря вид берега другой, но и с берега и на берегу все не такое. Возвращались уставшие, но довольные.

Усталость снималась сразу, ведь мы жили на первом этаже, под окном припаркован наш автомобиль и через дорогу море. Это не более 10 метров. Кто еще может похвастаться таким удачным выбором апартаментов? Принимаем «вискаря» и плавать!
Водные процедуры мы использовали по полной, почти насытились и как-то появилась другая мысля. Ведь по первоначальному плану после Хвар — Бол, наш путь на Плитвицкие озера, а там опять озерная вода? Решили посетить водопады Крка, возле местечка Скрадин. Может и воды поменьше, но шум и красота другая.

Да, водопад Skradinski buk- это жемчужина! Это целый комплекс водопадов, пешеходные деревянные настилы вокруг. Ни заблудиться, ни вернуться назад почти невозможно. Время не ограничено, топай вперед и наслаждайся. Можно делать сколько хочешь кругов, есть укороченный и полный, но нам хватило одного. Внизу ждет кораблик, на котором прибыли, и при предъявлении билета, вас доставят домой.

Красивейшие берега этого «озера», пока плывем к пристани, не дают расслабиться. Фото-видео-фото и эмоции. Гул водопада, красивые скалистые берега и чистейшая вода. Прошлись по нескольким узким улочкам городка, купили сувенир и в номер. Завтра в дорогу.

Обратный путь домой описывать не буду – это уже «работа», хотя и тут романтики хватает. Один ночлег в Венгрии (Мишкольц), один в Польше и мы дома!

Вот и завершилось наше автомобильное путешествие. За 21 день, спидометр показал 5085 км. Мы очень довольны поездкой, то есть придуманным нами и реализованным маршрутом. И еще (по секрету), мы немного устали.

Посоветую ли я своим друзьям и знакомым повторить этот путь? …не знаю 🙂