burin.lv

Николай Бурин

Хорватия 2023. Затон. Цавтат.

Хочется делиться, рассказывать, показывать видео и фото, но начну описание немного сумбурно — чисто свое впечатление.

Только благодаря раннему бронированию авиаперелета, очень разборчивому определению места проживания, приготовлению пищи в наших апартаментах, где хозяйничала Людмила, мы прекрасно провели время в Хорватии.

Красоту Адриатического моря, скалистых берегов с бухтами и гротами, великолепными дорогами, дружественным отношением местного населения, я описывать не буду. Таких публикаций полно и я о них раньше тоже писал.

НО… рекомендовать такие поездки малознакомым или просто друзьям я бы поосторожничал. Цены в кафе и ресторанах ну уж очень кусаются (делаю ударение на то, что кусаются для меня). Везде официанты, обслуживающий персонал, чистота и порядок, но это другой расчет. Так называемых бутербродных, что бы легко перекусить, там нет.

Если неподготовленному к такой системе туристу надо в отпуске поесть хотя бы три раза в день, то сумма набегает приличная. И еще, к чему мы не готовы, так это взять пару фужеров вина или пива, растянуть это все на весь вечер, сидя за столиком. Хорошо, когда интересные собеседники или человек просто наслаждается.

Официанты, посетители и просто рядом снующие зеваки говорят на своих непонятных нам языках. Звучит также «другая» музыка. Просидеть долго в такой шумной обстановке тяжело, мы не готовы. Но и если бы вокруг сидели выпившие и буйные твои соплеменники, было бы не слаще. У подготовленного всегда есть выбор.

Если первая половина отдыха в Затоне ( Zaton veliki) можно назвать купально-прогулочной, то вторую половину отдыха в Цавтат (Cavtat) более прогулочно-купальной.

Затон это бухта с пешеходной дорожкой по всей длине, пирсами для причалов лодок, красивыми домами вокруг. С любого пирса есть возможность войти в море и удобно по ступенькам выйти.
Топай себе вокруг, окунайся где хочешь, или лежи тюленем часами, это твое дело и тело. Ты никому не мешаешь, да и смотреть на тебя некому, туристов маловато.

В Цавтате же, мы увидели отличие. Береговая линия длиннее, так расположен город. Для пешеходов и бегунов полное раздолье, открытых дорожек мало, от жаркого солнца прикрывают деревья, спуститься тоже можно в любом месте, но острые камни и колючая галька, без тапочек никак.

На специально огороженных для купания местах, вход в море другой. Можно в тапках или босиком, можно полежать на бетонной площадке на своем полотенце, а можно взять на прокат лежак, но уже за деньги.

Из чего же складывается «отдых»? Это не только еда, сон, пляж, физическая активность, культурные мероприятия. Правильно и красиво отдыхать, надо учиться и иметь при этом железное здоровье.
Как же я устал в Дубровнике. Для полного счастья и визуальной информации, я протопал пешком от начала и почти до конца, так называемого центра города, со всеми крутыми поворотами и подъемами. Местное население любых возрастов, пользуется мотороллерами. Мне кажется, они есть в каждой семье. Легкие в управлении и маневренные в городских улочках.

Осмотр города хочешь не хочешь, начинается с центрального причала, тут же маленький автовокзал Gruz, стоянка такси. На просторной набережной как на выставке, все типы и виды плавающих средств. Огромные туристические лайнеры, современные яхты, огромные парусники, прогулочные катера со стационарными моторами, корабли для морских экскурсий, катамараны, лодки с подвесными двигателями. Уходить не хотелось, где еще такое увидишь.

Старый город (Dubrovnik Old citi) окруженный крепостной стеной это история, создаваемая веками. Современный фуникулер (Fort Imperial 385m) — ближе к туристическому удовольствию. Эти места надо посетить, что я и сделал. Жарковато и тяжело, но я получил огромное удовольствие.

Взяли однодневную морскую экскурсию на три острова Elaphiti island. Старт в 8-30 от причала Затон, и назад в 18-30 на этот же причал, а он всего лишь 20 м от нашего жилья.
Набралось нас мало, сразу в Дубровник на причал Gruz, где дозагрузились полностью. Маршрут на первый остров Koločep, потом Šipan и Lopud. Морские пейзажи, вид островов и побережья впечатляют. Это другое, когда смотришь с автодороги.

Ведущие рассказывали (а все путешествие на английском языке) историю и быт этих поселений, количество жителей, основную профессию. На каждом из островов было дано свободное время, нам показалось его очень много и мы распорядились им просто, в основном сидели на скамейках любуясь окружающей красотой.

Отдохнув денек, решаемся на авантюру, уж очень нас впечатлили морские пейзажи. Рядом аренда SUP — освоили, водных мотоциклов — было, катание на банане — пропускаем, двухместный каяк — не впечатлил, парашют на длинной веревке — испытали, групповые экскурсии — уже не интересно. Идем на причал искать что-то новое.

Капитан предлагает свои услуги и сопровождение. А мы сами можем? Да, вот вместительная моторная лодка до 6 человек. Нас только двое. Хорошо, но я даю аренду на целый день, или пока клиенты спят на два часа утром. Цена нас устроила и мы согласились с 7 до 9 утра.

Самый полный инструктаж, какой я проходил: — Вот пуск, вот стоп, вперед — нейтраль — назад, газ на ручке, руль это рычаг. В этом ящике спасательные жилеты а тут якорь. В девять я вас жду.

С такой техникой я впервые имею дело. Осторожно, в одной руке руль и газ, а во второй видеокамера — мчимся.

От берега глаз не оторвать, красивые гроты со стороны дорог не видны а тут вот они, виллы и дома с моря как в сказке.

Время летит быстро, куда то свернуть не подумав — опасно, потом назад вход в свою бухту не найдешь. Стараемся держаться ближе к отвесным скалам, а там сотни гнезд всяких птичек. Не думаю, что нас пугаются, просто громко чирикают. Заплываем в глубокие гроты очень осторожно, а вдруг винтом зацеплю выступ.

Вернулись на причал без опоздания, приходилось постоянно посматривать на часы и это мешало и отвлекало наслаждаться. Впечатлений не хватило. Посидели на балкончике, красиво поужинали, понаблюдали за движухой на море, и нам захотелось еще.
Иду к капитану более уверенной походкой за «еще». Хорошо говорит он, условия те же, и в качестве приза даю вам на 30 мин больше за ту же цену.

Это уже другое дело, и мы смелее, и ОПЫТ есть, и время как-то чувствовать можно. Утром как пионеры мы на причале.

Пересекаем большой пролив на скорости, а то пассажирских судов много, волну они оставляют большую, всякое может быть. Объезжаем остров Колочеп, где раньше только причаливали, заглядываем во все гроты. Для остановки якорь боялся бросать, а то вдруг не отцепится и проведешь все время на привязи. Ставил на малые обороты мотор, поворачивал руль до упора и крутился на месте. Панорамная съемка получалась отменная и кайф от такого выкрутаса стОящий.

Причаливаем к пирсу, где уже ждет капитан, а нас не то что качает, а как -то пошатывает. То ли эмоции нас распирали, то ли два с половиной часа качки на воде физически подействовали, как в легком опьянении мы уходим.

Эти две утренние, незабываемые по эмоциям поездки, из бухты Затон через Колочепский канал к островам, стали украшением нашего отпуска.

Пора собирать чемоданы, нас ждет новое место. Как здорово, что есть междугородние автобусы и есть четкое расписание. Доехать недорого можно в любое место, если заранее изучил маршрут.

Автобусы до Дубровника мимо Затон идут многие, пересадка на другой бус до Цавтат и мы на месте. Берем в туристическом центре карту города. Сразу бросается в глаза обилие пешеходных тропинок, такой тут контур города.

Поселились мы возле церкви Св.Николая (Crkva Sv. Nikole). Рядом рестораны, молодежный центр водного поло, музей ракушек, центральный причал. Прекрасное соседство. Если мы зашли в церковь всего один раз послушать классическую музыку, то молодые девушки заходили туда чаще. Видимо у всех есть свои проблемы и потребности. Святой Николай помогает всем!

Если не купаться, а топая лишь немного отдыхать на скамейках, то можно круг сделать за два часа. Купаться же лучше, в отведенных местах. Много бегунов с умными часами на руке, теперь это модно и даже нужно.

Восход солнца не впечатлял. Когда уже совсем светло, из-за высоких гор появлялось наше светило, даже на фото не получалось. А вот закат — супер!

После 19 на набережной собирался народ. У каждого в руках гаджет, планшет или видеокамера, скамейки заняты, все ждут момента. И тучки, и мигающий маяк, и проплывающие корабли и лодки на горизонте меняли панораму. Оранжевый закат солнца всегда завораживает. Это очень красиво!

Гуляем, рассуждаем, удивляемся. Есть туристы, нет туристов а в приморской стране Хорватия FISH на тарелке минимум 23 евро. Не парадокс ли?

Мы убедились — 7 дней и вперед, меняйте место проживания. Там, за горизонтом, за поворотом, может быть и красивее и лучше, а может быть и нет, это как с какой стороны посмотреть. Планируйте, считайте, готовьтесь и никогда не откладывайте на потом. ПОТОМ может и не быть!

Больше фотографий смотреть тут

Слегка постарелые туристы Людмила и Николай.