burin.lv

Николай Бурин

Хорватия 2012

Возможно не всем, но мне всегда хочется после красивого путешествия рассказать друзьям и знакомым о своих впечатлениях. Всегда, когда рассказываешь, вспоминаются подробности, даже чуть-чуть забытые. Лучший способ сохранить в памяти, это выложить свои впечатления на бумаге.Эти записи я делаю и для друзей и для себя.

Дневник с заправками, дневным пробегом, ремонтом дорог, авариями и ночлегами уже был в прошлый раз, значит буду писать лирику.

Эмоций и впечатлений много, а денег нет (это реальная правда).

Конечно, я немного устал, 5277 км за две недели – это многовато. Много, потому что жара, потому что новая дорога, потому что Латвия-Литва-Польша-Словакия-Венгрия-Хорватия-Босния и Герцоговина, потому что приходилось быть участником дорожного движения и любоваться красотой.

И первые «интересные» слова, которые я услышал, — почему ты устал, ты же в отпуске был?
Я даже не знаю, чего в моём рассказе должно быть больше, или описания красоты увиденного, или то, что я получаю огромное удовольствие от езды на авто? И действительно, дороги хорошие, полицейских и сотен фоторадаров нет, на горных серпантинах можно впрыснуть адреналина (что я и делал). А езда по узеньким улочкам приморских городишек с почти прямоугольными поворотами и с наклоном 30° когда чиркаешь строения диагональными бамперами, — это разве не класс езды? Больших авто там нет, и я на своём «Опель-астрочке» чувствовал себя превосходно.

Да и то, что выдержал физически, это тоже придаёт… уверенности. Есть чем похвастаться!
И ещё, что удивительно. Ведь основной наш язык общения русский, а с другими языками дружим слабовато (так на уровне понимания). Нас ничто не отвлекало наслаждаться увиденным, именно увиденным, а не услышанным. Оставались сами с собой и наслаждались. Парадокс…?

А самые необычные или задевающие самолюбие (уже дома) – это встреча со знакомыми. Не виделись всего две недели и как по-доброму завидуют нормальные, и какие пустые слова от других. Я рад, вернее мы рады, что смогли в очередной раз с супругой преодолеть все трудности и побывать в Хорватии. Купание в голубой воде – это всё !!! Мы этого хотели, мы это получили !!!

Уезжали с Юрмалы было совсем прохладно, а попали в самую жару. Температура воздуха в Хорватии выше +30, а вода больше +24.

Вдоль побережья на расстоянии 500 м и более многочисленные острова, их сотни. Видимо эти каналы – протоки – лагуны — бухты и держат тепло воды. Дождя к нашему приезду уже не было месяца два, а в Латвии « мочило» по 5 раз в день.

Апартаменты мы выбирали не далеко от моря, чтобы с окон или с террас-площадок было видно море (это было обязательное условие). И надо сказать, что нам всегда везло.
Первый раз в Нови Винодольски – 60 м до моря, и второй возле г.Кнеп 1 км не доезжая до границы с Боснией и Герцоговиной – выход с отеля на пляж.

Чтобы не было лишних вопросов, стоимость 2-х местного номера: — оборудованная кухня, душ, туалет, телек, интернет – 40 евро в сутки. (Сравните со стоимостью в Латвии).
И ещё я Латвию вспомнил два раза. В Хорватии нет никаких слепней, комаров и прочих кровососущих, а я на своём садово-огородном домике уже года три не ночевал из-за этих насекомых. Возвращаясь назад, мы остановились в Польше у придорожного мотеля.
Огромный ресторан, отличные номера, а вокруг стоянки-площадки деревянные домики (пониженной комфортности). Это для таких спешащих как мы: — кровати, душ, туалет, телевизор, интернет возле регистратуры – 20 евро за ночь. Это как раз то, что нужно особенно водителю!

Принимаем по 100 гр водочки и в ресторан на ужин. Тут и прилетели долгожданные комарики размером с осу. «О! Латвия!» – крикнул я. Но меня тут же поляк поправил… – «Не пан, это не Латвия, это Польска.» Ну, как я мог объяснить нормальному человеку наши географические особенности? Улыбнулись друг – другу.

А ужин? Натуральные отбивные с картошкой фри, свежий салат, 2 по 50 водки, два апельсиновых сока – 14 евро (10 лат). (Опять сравните с нашими ценами).

Но вернёмся в Хорватию. Остановка была в местечке Нови Винодольский. Вид с террасы просто обалденный. А при выходе на пляж, капитанский клуб «BURIN» (фотки прилагаются). Стать членом клуба мне не довелось, но среди капитанов потусовался.

Температура воздуха доходила до +37. Спать приходилось с открытыми окнами абсолютно голым. Как почешусь, так просыпаюсь… Ощущения не те, я ведь привык чесаться под одеялом… А про летающих насекомых я уже писал – их нет.

Если средняя часть побережья Хорватии нам более-менее знакома, то на полуострове Истра мы не были. Любопытство взяло вверх и мы поехали.

Проехав Риеку, мы свернули в местечко Мотовун (купились на рекламу одной турфирмы). Якобы там человек себя очень легко чувствует и собираются там подзарядиться экстрасенсы. А также в окрестностях растут грибы-трюфеля, которые можно попробовать в местном ресторанчике. Храм на горе — это храм и о нём не надо ничего говорить, это святое место построенное на века. А вот вокруг одни киоски с сувенирами-безделушками, а цена порции трюфелей – 220 кун (22 лата). Тут же высадилась латышскоговорящая группа из автобуса, и в такой жаркий день, когда надо купаться-купаться-купаться они побрели вверх… Мне их было жаль. На бесплатную дегустацию вин, мы не сходили: — Vinoteka. Degustation free – gratis !

Заплатили за стояночку и в путь на Умаг – Новиград – Пореч. В г.Умаг вышли на пляж искупаться.Это открытое море, островов на горизонте нет и вечером можно наблюдать закат солнца, но мы его не дождались…

Эта часть Хорватии – Истрия считается скрытой от цивилизации ! Шатающихся туристов меньше, а комфорт на виллах высоких стандартов !

Конечно, природа другая, более равнинная, а значит деревьев побольше, но… Вдоль моря много шикарных вилл и они все расположены в первом ряду у моря, у них частные пляжи, а значит уже подъезд к морю затруднён. Много автокемпингов с трейлерами куда также таким как мы путь закрыт. Любовались издали и ехали дальше, хотя пейзажи на равнине не те по красоте, что в горной местности. Красиво, но мы не ахали…

Назад ехали по второстепенным дорогам, хотелось больше увидеть, а потом пришлось ехать по автобану, а он везде платный. Вроде бы ничего, то там за автобан, там за стоянку, там за вход и выезд и набирается приличная сумма.

Возвращались вдоль побережья через курортный город Цирквеница. Вот где курортная жизнь кипела! И туристов много, и пляж полный и магазинчиков тьма. Тут то мы свои красивые ракушки и приобрели. До Нови Винодольски, нашего места ночлега, всего 10км. Отдохнули денёк и поехали искать второй ночлег в сторону г.Дубровник. Эта часть Хорватии называется Далмация.

Местечко Клек почти у самой границы с Боснией и Герцоговиной приглянулось сразу. Очень красивый, как и все остальные, изгиб моря — решили тормозить.

С хозяевами апартаментов договорились сразу, так как всё нас и их устраивало, стоимость такая же 40 евро в сутки, плюс в номере был кондиционер, которым мы с вечера охлаждали комнату а на ночь выключали.

Лагуна примерно 500 х 500 м огорожена буйками для купания. Наш отельчик в виде ступенек был вписан в пейзаж (не могу найти другого слова). Четвёртый этаж это на уровне дороги по которой ехали, а первый выход на пляж. Мы были на третьем, то есть спустившись два этажа – мы у воды.

Три – четыре раза в день плавать – это была наша норма, а Людмила умудрялась ещё по несколько раз переплывать эту бухту. Эти бухты тут ещё называют романтическими… А я наоборот, переплыл и поднялся на гору, хотя тропинок там нет, да и никого там вообще нет. Жажда приключения и адреналин!

Если в Нови Винодольском курортная жизнь по ночам кипела, то здесь было тихо. За день мы так выматывали себя купанием, что на ночные похождения уже сил не хватало, да и не тусовщики мы по характеру. Мы любители активно – спокойного отдыха.

Проблему питания как всегда Людмила решала отлично. Маркет был в г.Неум, это уже в Боснии и Герцоговине. На этом участке границы таможня почти символическая. Показываешь через окно даже закрытый паспорт и проезжай. У машин с другими номерами документы проверяли. По карте выход к морю у Боснии и Герцоговины – 24 км.
Деньги в маркете брали любые — евро, хорватские куны и местную валюту. Цены почти, как у нас. Однажды забыли очки и купили ихнюю водку. Оказалась виноградная ракия со специфическим самогонным запахом (мы её выпили).

А переехали мы в эту часть Хорватии специально, чтобы и г. Дубровник посмотреть и домой через Боснию и Герцоговину поехать. Метковиц – Мостар – Сараево – Зеница – Добой – Осиек – Будапешт…. так казалось будет ближе.

Про г. Дубровник писать не буду. Надо очень любить историю, старину, не обращать внимания на каждошаговый общепит и трущихся друг о друге туристов… Больше всего я не люблю сувениры, а там на каждом шагу « Souvenir center» и везде скидки…

Жарко, тесно, но мы там были… Въезд и выезд из города – пробка. Я ещё поумничал и заехал подальше в город, но быстро поняли свою ошибку и покинули эту жемчужину Хорватии.

Оплаченные дни пролетели быстро, пора в обратный путь.

В г.Метковиц на пропускном пункте въезда в Боснию и Герцоговину таможенники доказали мне, что государство не в Европе и пришлось купить Green (зелёную) карту. Хотя мне надо на полдня, у них минимальная на 7 дней. 18 евро стало ихними, таможня не то место, где торгуются.

За эти деньги, я бы мог поехать по автобану на Загреб вокруг Боснии и Герцоговины. Но обратного пути нет, да и не пожалели мы, что поехали по новой дороге.

Красота! Горы покрыты лесом, а вода в реке необычно зелёная (изумрудная или бирюзовая) и чистая-чистая. Потрогать руками не довелось – спешили. Я за рулём, останавливаться не хотел и только просил Людмилу чтобы запоминала и потом мне рассказала. Это, конечно, шутка, но действительно необычно красиво.

В таких местах надо иметь настоящую видеокамеру и всё снимать. А у меня же был только видеорегистратор, который снимал дорогу и через промежуток времени всё стирал.
Кое что мы успели увидеть, насладиться и порадоваться, в общем мы проехали и ни секунды не пожалели о выбраном пути.

Въезд в Еврозону в Венгрию. Скучающие пограничники и таможенники. Тут то они и отвели душу. Багажник, содержание сумок, салон, под сиденьями водителя и пассажирки, короче – прошманали нас по полной.

Бояться нам было нечего, но удивление и шок остался (наверное уже от шмона отвыкли)…
Дальше никаких таможен нет, а везти то нечего! Это в Украине, Белоруссии и России – водка дешёвая, а тут такая же цена.

Что в Венгрии хорошо, так это дороги. Качество отменное и платить не надо. Молодцы!
Скоро вечер. Проехали по кольцевой вокруг Будапешта примерно 30 км и стали подыскивать мотель. Остановились со странным названием – 60.

Все условия и завтрак (всё включено) – 50 евро. Утром я съел очень много, халява живёт у нас всех, ну как этим не воспользоваться? Живот упирался в руль и глаза были больше, чем обычно. Остальное тело отдохнуло прекрасно. Как водитель знаю, с дорогой шутить нельзя, она ничего и никому не прощает.

К обеду подъехали в Мишкольц. Разыскали пещерные термальные купальни Тапольца и устроили себе раннее запланированный отдых.

Как-то само по себе снялось напряжение в теле. То ли беззаботность купающихся, то ли абсолютное непонимание языка окружающих, то ли лечебные свойства воды, то ли простота и одновременно продуманная расположенность бассейнов сыграли свою роль. Мы расслабились, отвлеклись от дороги и уже посвежевшие поехали через Словакию в сторону Польши.

Словакию проехали без проблем. Притормозили проезжая Прешов и с грустью посмотрели в сторону Высоких Татр, вспоминая Ломницкий штит, на вершину которого мы поднимались не в лучшую погоду.

Про мотель, где мы впервые встретили комаров, я уже писал. Это было просто лёгкое напоминание о Родине (что бы не расслаблялись!).

Утром заправляем в термос кофе и уезжаем. Польские деньги у нас есть, заезжаем в маркет, набираем молочных и мясных продуктов и жизнь продолжается.К хорошим польским продуктам мы привыкли, в Латвии едим их часто. Проблема питания решена.
Дальше дорога знакомая — Литва, Латвия. Вечером мы уже в Каугури.

Итак, за 15 дней прекрасного путешествия мы проехали 5277 км. Впечатлений очень и очень много (я даже не пытаюся всё рассказать!!!). Втихаря строим планы на будущий год.
Небольшой совет автомобилистам, которые попробуют также путешествовать — средняя скорость (сюда входит туалет, кофе, перекуры, ремонты дорог) по Латвии-Польше 65 — 70 км, а по Венгрии-Хорватии 80 – 90 км.

Если водитель 10 – 12 час за рулём – считайте сами.
Фотографии с путешествия можно посмотреть в разделе «Фото».